about news disco review photo partners contact english

 

Леонид Винцкевич

 

 

Сегодня это имя известно любителям джаза во многих странах мира. Он выступает с такими мастерами джаза как Лембит Саарсалу, Элвин Джонс, Лайонел Хэмптон, Кевин Махогани, Валерий Пономарев, Эвелин Уайт, Джон Стоуэлл, Конрад Хервиг, Эва Корнелиус, Дэвид Фризер, Юта Глазер, Ярмо Хеккала и многими другими. В 1979г. Стремительно ворвался в джаз своей самобытной музыкой, пронизанной русским фольклором. Виртуозность и изобретательность пианиста, его нестандартное "взрывчатое" мышление, эмоциональность получили самую высокую оценку слушателей и критиков. После выступлений в США журнал "DOWN BEAT" назвал его музыку "…прекрасным, не замкнутым в себе русским авангардом, где Эррол Гарнер не противоречит Сесил Тейлору…"

Леонид Винцкевич (р. 01.04.1949, Курск) - заслуженный артист Российской Федерации, арт-директор ежегодного фестиваля Российского фонда культуры "Джазовая провинция".

Отец Леонида Винцкевича был профессиональным музыкантом, играл на скрипке. Мать работала врачом-хирургом, но также увлекалась музыкой, пела. Сам Леонид начал играть на фортепиано с семи лет. Леонид Винцкевич закончил Курское музыкальное училище (в выпускной программе играл с оркестром училища Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова), в 1968 г. поступил в Казанскую консерваторию. Его любимые композиторы - Мусоргский, Скрябин, Прокофьев, Берг, Мессиан. В годы учебы в консерватории Леонид совершенствовался не только в мастерстве пианиста: в качестве вольного слушателя он посещал занятия по композиции, дружил со студентами композиторского факультета и был первым исполнителем их новых сочинений (особенно тесные творческие отношения связывали его с казанским композитором Алексеем Руденко). Параллельно с серьезными занятиями академической музыкой он интересовался джазом.

В конце 60-х он был среди самых постоянных слушателей передачи Аркадия Петрова "Радиоклуб Метроном", выходившей тогда по пятницам на радиостанции "Юность". В Курске, а затем в Казани Леонид записывал на магнитофон каждый выпуск программы и внимательнейшим образом переслушивал все, что там передавалось. Благодаря радио он узнал о бурной джазовой жизни в СССР, услышал игру тогдашних лидеров советского джаза - Георгия Гараняна, Константина Носова, Геннадия Гольдштейна, Германа Лукьянова, Романа Кунсмана... Больше всего ему нравился Игорь Бриль, особенно его произведения с использованием русской мелодики.

После окончания консерватории Леонид Винцкевич вернулся в Курск, стал солистом Курской филармонии (в этом качестве он остается и сейчас). В 1974 г. в СССР началось создание первых государственных джазовых учебных заведений - эстрадно-джазовых отделений музыкальных училищ. В числе первых 20 городов, где создавалось такое отделение, был и Курск, и Леонид принял в его организации активное участие.

Поскольку опыт организации (учебные программы, организация учебного процесса, методика преподавания) отсутствовали, создателям джазовых отделений со всей страны помогали москвичи, у которых такой опыт был - ведь еще в 1967 г. начала работать джазовая студия при ДК "Москворечье" (ныне - Московский колледж импровизационной музыки). Двое из преподавателей студии, Герман Лукьянов и Игорь Бриль, а также теоретик Юрий Чугунов и др., консультировали и Винцкевича.

Примерно в это же время Винцкевич случайно (на гибкой пластинке звукового журнала "Кругозор") услышал записи фольклорного хора села Фощеватово Белгородской области. Музыканта поразил гармонический и ритмический строй этих песен, он перенес их фрагменты на нотную бумагу, стараясь постичь природу ритмической организации фольклорного пения, сходной по восприятию с джазовым драйвом.

Результатом обобщения всех этих влияний стали первые авторские композиции Леонида Винцкевича ("Леший", "Осенняя песнь", "Бурлацкая", "Полынь-трава"), которые он показал в 1978 г. на джазовых фестивалях в Фергане (Узбекистан) и Куйбышеве (ныне Самара). В 1979 выступил на фестивале в Таллинне в составе трио (Сергей Винцкевич - бас-гитара, Николай Адамов - барабаны). С этим же трио в том же году играл на "Московской джазовой неделе". Газета "Комсомольская правда" об этом выступлении писала: "Группа играет с нервом, хорошим задором. Острые, колкие гармонии, энергичное развитие мелодического материала, легко распознаваемые черты русской песенности, подголосочной полифонии..."

С 1981 г. Винцкевич отказался от ритм-секции и стал выступать соло либо же в дуэте с московским саксофонистом Владимиром Коновальцевым. В этом дуэте Винцкевич проработал до 1984 г., тогда же в 1984 г. Леонид встретился на джазовом фестивале в Свердловске (ныне - Екатеринбург) с эстонским тенор-саксофонистом Лембитом Саарсалу (один из ведущих джазовых музыкантов Эстонии, заслуженный артист Эстонской республики). Сыграв однажды вместе, музыканты создали дуэт, существующий до сих пор. Леонид Винцкевич говорит о нем: "Саарсалу - любопытнейшая индивидуальность. Это прежде всего не "болтливый" музыкант. Нот играет мало, но каждая на месте. У него абсолютно отсутствует джазовая риторика, вся эта любовь к показной технике, пустой пассажистике.

Он может сыграть два-три звука и так заинтриговать слушателя, что тот будет сидеть затаив дыхание.... Мне чрезвычайно дорого стремление Лембита использовать в музыке элементы эстонского фольклора..." (Цитируется по: Арк. Петров. Джазовые силуэты. Москва, "Музыка", 1996).Осенью 1984 г. дуэт Винцкевич-Саарсалу выступал на джазовом фестивале в Праге. В 1985 - на двух фестивалях в Восточной Германии (Jazzbuehne в Берлине и Jazztage в Лейпциге). В 1986 - на North Sea Jazz Festival (Гаага, Нидерланды), где вместо положенных тридцати минут благодаря теплому приему слушателей отыграли сто двадцать. Семь раз дуэт принимал участие в фестивале Лайонела Хэмптона (The Lionel Hampton Jazz Festival, 1989-2001). Первое выступление дуэта на фестивале сопровождалось неожиданностью - на сцену внезапно вышел сам Лайонел Хэмптон, которому тогда был 81 год, и присоединился к дуэту со своим вибрафоном (он делает это в очень редких случаях, когда музыка гостей фестиваля ему особенно нравится). И это при том, что фестиваль исключительно традиционный, свинговый, а в игре Винцкевича и Саарсалу все-таки проглядывали более современные ноты... Позднее журнал "Down beat" назвал его музыку "…прекрасным, не замкнутым в себе русским авангардом, где Эррол Гарнер не противоречит Сесил Тейлору…"

В 90-е гг. Леонид Винцкевич регулярно выступал с Лембитом Саарсалу в Германии, где в разных составах ими было записано три CD. Четвертый, также выпущенный в Германии, был записан в Москве в трио с американским гитаристом Джоном Стоуэллом, с которым Леонид и Лембит познакомились на Хэмптоновском фестивале. Среди музыкальных проектов Леонида Винцкевича второй половины 90-х - работа с фольклорным хором "Росстань" (Курск), участие в записях "Джазового проекта братьев Ивановых" (альбомы "Black In Jazz" и "I Love You). В 1997 г на ныне не действующей московской радиостанции "Ракурс" в прямом эфире программы "Московский свинг" Леонид Винцкевич и Лембит Саарсалу показали авторскую программу под названием "Эстонский ветер", в исполнении которой приняли участие Андрей Иванов (контрабас) и Олег Юданов (барабаны), бывший участник легендарной новоджазовой группы "Архангельск".

В 1997 г. Леонид Винцкевич впервые провел Курский джазовый фестиваль под названием "Джазовая провинция" - к проведению фестиваля подключился Российский фонд культуры (до этого момента на протяжении 15 лет в Курске благодаря Л.Винцкевичу ежегодно проходили традиционные "Дни джаза"), В 1998 г. "Джазовая провинция" превратилась в первый в России передвижной фестиваль, за конец мая - начало июня посетивший 8 городов: Курск, Орел, Тула, Тамбов, Воронеж, Липецк, Белгород, Москва. юВ 1999 г. III фестиваль "Джазовая провинция-99" несколько изменил и расширил географию: две фестивальные бригады, встречаясь в Курске и Москве, двигались, с одной стороны, по маршруту Калуга-Брянск-Орел-Липецк-Тамбов, с другой - Белгород-Волгоград-Саратов-Пенза.

Одиннадцать городов, восемнадцать концертов, свыше полутысячи участников. К джазовой музыке в дни фестиваля было приковано внимание почти 14 тысяч слушателей. По местным радио- и телеканалам шли трансляции концертов. Каналы РТР, "Культура", центральная пресса тоже не обошли вниманием основные события фестиваля. Все это превратило уникальный по замыслу и грандиозный по воплощению фестиваль в выдающееся событие культурной жизни России".

Принимал участие в фестивалях: Prague, Jazzbuehne in Berlin, Jazztage in Leipzig, North Sea Jazz Festival in the Hague, Lionel Hampton Chevron Jazz Festival, Jazz in Evropa, Baltic Jazz, Jazz Kaar, Turku Jazz Festival, Kaamus Jazz, Silda Jazz и другие.

Мастер-классы: в университетах США, Академии им.Сибелиуса в Финляндии, выступление на симпозиуме в институте Новой музыки им.Кеннеди в Дармштадте (Германия).

 

Николай Винцкевич

 

Один из наиболее ярких представителей нового поколения. Выпускник джазового факультета Российской Академии музыки им.Гнесиных по классу профессора А.Осейчука. Лауреат премии Московской ассоциации джазовых журналистов "Джаз Ухо-98" в номинации "Музыкант, заслуживающий более широкого признания".

В 1999г. был удостоен чести играть в Америке с Lionel Hampton Orchestra и с самим маэстро - "…однако наиболее важный "русский сюрприз" фестиваля - саксофонист Николай Винцкевич, сын курского пианиста. В первый день фестиваля он выступил весьма заметно: уверенно, хватко, ярко. Хэмптон слушал его из-за кулис. И вот - последний вечер фестиваля.

Крытый стадион, на котором проходили фестивальные концерты, переполнен: девять тысяч человек в зале! Финал фестиваля - играет оркестр Лайонела Хэмптона, и сам он, маленький, скрюченный, нашел-таки силы выбраться на сцену, спел пару куплетов, сыграл пару коротеньких соло, несколько раз взмахнул яркими молоточками-маллетами, дирижируя своим свирепо свингующим коллективом. И вот на сцене появляется Коля Винцкевич и играет соло в диалоге с Хэмптоном (откуда только у 90-летнего старика вдруг взялись и силы, и откуда-то вернулась техника игры, и живость, и энергия?) - долго играет, десять квадратов, такие соло дают играть перед оркестром только звездам! Зал откликается довольным ревом: Винцкевич-младший понравился. После выступления его, еще бледного от переживаний, за сценой поздравляют (отнюдь не просто из вежливости) и музыканты, и журналисты…" (по материалам Кирилла Мошкова).

На фестивале в Айдахо играл с такими музыкантами как Льюис Нэш, Грэди Тэйт, Санти Дебриано, Билл Шарлап, Майк Эллис, Даниэль Морено, Барри Уиджелл.

Выступал на фестивалях: Lionel Hampton Jazz Festival (США) в 1999, "Джазовая провинция"-1999, 2000 (Россия), "Jazz Kaar-2000" (Эстония), KaamosJazz-2000 (Финляндия), Boheme Music (Москва), Московская осень, Stroom-jazz (Украина), Питер-Лада (С.-Петербург).

В 2000 году выпустил диск "V&F Project", о котором писали: "Похоже, наш, российский эйсид-джаз имеет неплохие перспективы. Во всяком случае, запись нового проекта Николая Винцкевича - Алексея Филимонова, по моему убеждению, одна из лучших в мире в этом жанре за последнее время. Ребята нашли тот баланс между компьютерным и живым звучанием, который дает ощущение новизны, а самое главное, они играют все же полноценный джаз. Хотя с этим трудно будет согласиться тому, кто привык к традиции и бопу, но ничего не поделаешь - таковы сегодняшние реалии жанра.

Компьютерные сэмплированные жесткие ритмы, активное использование разных синтезаторов, программируемый бас - казалось бы, здесь не до джаза... Ан нет, оказывается, все современные технологии, используемые в дискотеках или в электронной музыке, можно применить и тут. Достаточно к компьютерному, достаточно нетривиальному, хотя и в основе своей не джазовому, а роковому саунду, добавить настоящий напористый, но не мельтешащий джазовый саксофон (или порой фортепиано), и... возникает Нечто.

Основные его внешние особенности: во-первых, под эту музыку далеко не всегда потанцуешь (хотя эйсид-джаз изначально развивался как дискотечная музыка); во-вторых, искусственность ее ритмов, контрастируя с живыми и непредсказуемыми акустическими инструментами, не раздражает, а даже интригует, создавая своеобразную драматургию; и в-третьих, в ней явным лидером является джазовое начало. Вот тут, похоже, и собака зарыта - эйсид эйсидом, но можно во главу угла поставить чистый танцевальный ритм, а джазовым оттенком лишь подчеркивать якобы новизну стиля, а можно отталкиваться от джаза, дополняя его современными высокотехнологическими звучаниями.

Проект Николая Винцкевича и Алексея Филимонова интересен прежде всего тем, что они смогли найти ту новую джазовую драматургию, о которой только что упоминалось. Саксофон Николая очень интересен - открытый, свободный, агрессивный стиль, без всяких излишеств и "финтифлюшек". Если сравнивать с западными исполнителями (думается, для молодого музыканта не грех поискать аналогии), то он приближается, как мне кажется, к стилю Грега Осби. Если так пойдет и дальше, то у парня могут быть отменные перспективы. Не зря его приглашал выступать на фестиваль в Айдахо Лайонел Хэмптон. (по материалам Евгения Долгих, журнал "Jazz-квадрат", №7 (30)'2000, стр.80).

 

about news disco review photo partners contact english